Группа «Эрий кель» выступила с инициативой учреждения «Дня эрзянской письменности». Он будет праздноваться ежегодно 20 февраля, в день рождения Авксентия Юртова создателя первого эрзянского букваря.
Мало кто знает о том, что 20 февраля 1854 года в эрзянской семье родился человек, которому было суждено внести огромный вклад в дело просвещения своего народа. Главным делом всей жизни молодого просветителя стало создание ЭРЗЯНСКОГО АЛФАВИТА на основе русской графики и первого ЭРЗЯНСКОГО БУКВАРЯ, который появился на свет в 1884 году.
РТОВ Авксентий (Арсений) Филиппович (1854-1916 гг.), ученый-энциклопедист, филолог, переводчик, этнограф, фольклорист, педагог, священнослужитель сельского прихода Уфимской губернии. Он стал первым представителем своего народа, осознанно избравшим путь национального просветителя. Его вклад в организационно-методическое развитие эрзянской школы, этнографии, лингвистики трудно переоценить. Совместная премия Министерства образования Республики Мордовия и Саранской епархии за нравственное воспитание молодого поколения носит имя священника Авксентия Филипповича Юртова.
А.Ф. Юртов родился 20 февраля 1854 г. в семье эрзянских крестьян в деревне Калейкино Мензелинского уезда Уфимской губернии. Стал учеником Казанской крещено-татарской школы Н.И. Ильминского, где получил начальное образование. Н.И. Ильминский привлекал юношу к переводческой и исследовательской работе. В 1872 году А. Юртов под наблюдением учителя сделал свой первый перевод на эрзянский язык: перевел «Историю Ветхого Завета» (опубликована в 1880 г.). Апробацию переводов делал в среде носителей языка — летом ездил по деревням, читал свои переводы, проверяя доступность, уточняя смысловые акценты.
В 1872 году А. Юртов становится первым семинаристом-эрзей только что открытой Ильминским Казанской учительской инородческой семинарии. В семинарии продолжилась переводческая работа Юртова, начатая в крещено-татарской школе: он последовательно овладевает мастерством перевода, изучает эрзянские диалекты, собирает сведения из истории эрзянского и мокшанского народа, этнографический и фольклорный материал.Лингвистический багаж позволил А.Ф. Юртову предложить новый вариант эрзянской письменности на основе русской графики. Из русского алфавита он исключил «ижицу», Щ, Ъ; «фиту» сохранил лишь в заимствованных именах собственных, ввел апостроф – небуквенное графическое обозначение.
Упрощенный алфавит позволил Юртову начать разработку учебников для эрзянских детей. В 1884 г. был издан его «Букварь для мордвы-эрзи с присоединением молитв и русской азбуки», при построении которого автор использовал весь свой опыт фольклориста, переводчика и педагога.
В 1891 г. А.Ф. Юртов принимает сан священника и получает место во вновь построенной Михаило-Архангельской церкви села Андреевка Уфимского уезда. Это был бедный эрзянско-чувашский приход, граничивший с татарскими селами. Школы в селе не было, и верный ученик Н.И. Ильминского по собственному проекту на деньги общества сумел построить и открыть в 1895 г. трехклассную церковно-приходскую школу, где учительствовал четверть века. А.Ф. Юртов остался верен идеям миссионерского просветительства. Он вел работу по просвещению населения своего прихода, продолжал вести сбор образцов народной словесности не только эрзи, мокши, но башкир и чуваш, составлять словари.
Главным делом всей жизни молодого просветителя стало создание эрзянского алфавита на основе русской графики и первого эрзянского букваря, который появился на свет в 1884 году.
©Портал «Erzäks.ru»
Ссылка при копировании материала обязательна.
Комментировать