15 июня 2016 года в залах Михайловского (Инженерного) замка, входящего в Государственный Русский Музей, открылась выставка «Степан Эрьзя. 1876 – 1959». Это выставка выдающегося скульптора первой половины XX века Степана Дмитриевича Нефёдова, взявшего псевдоним Эрьзя в честь своего народа.
В
экспозицию вошли все произведения мастера, хранящиеся в Русском музее – 31 скульптура, а также 6 работ предоставил для выставки Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Эрьзи в Саранске. Последний раз персональная выставка в Санкт-Петербурге была в 1996 году.
Присутствующую публику и прессу приветствовала Василевская Елена Викторовна, заведующая сектором скульптуры XX — XXI вв. Русского Музея:
В этом году юбилейные дата связанная с именем Степана Эрьзи, 140-летие со дня рождения скульптора. Мы показываем всю свою коллекцию, то что мы имеем, что мы получили в дар от самого Эрьзи в 1958 году. Большая часть, что здесь представлена, часть работ скульптур были закуплена через Министерство культуры чуть раньше. В основном наша коллекция состоит из работ, которые Эрьзя привез из Аргентины, когда он вернулся в Советскую Россию. Более ранних работ у нас к сожалению у нас меньше, но они представлены на выставке благодаря Музею (прим. МРМИМ им. С. Эрьзи) из Саранска, к примеру, ранний мрамор, и из отдела русской скульптуры XVIII — первой половины XX века Русского музея тоже три работы. Мы максимально полно показываем Степана Эрьзя.
а открытии выставки присутствовали гости из Мордовии. Как отметила Директор Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Эрьзи Норбекова Людмила Николаевна:
Эта выставка стала замечательным началом юбилейного года великого скульптура. Мы привезли 6 работ раннего периода, — как раз мы видим мрамор, дореволюционный период — 1915 год, «Калипсо» (1917 год) и две работы позднего периода – известный «Автопортрет» 1947 года и 1955 года «Любовь». А всё остальное из коллекции Русского Музея и это действительно шедевр, и нам самим как искусствоведам, специалистам по изучению интересно Эрьзю снова увидеть!
В 1957 году скульптор передал 200 своих произведений в дар Советскому Союзу, которые были перевезены в Ленинград и поступили на хранение в Отдел Советского искусства Русского музея. Но поскольку в переданных документах было указано, что дар возможен с условием создания постоянной экспозиции, то при первой возможности её формирования в 1959-1960 гг. на родине художника в Саранске, большая часть его работ (172 единицы) была передана в Мордовский республиканский музей изобразительных искусств, где она и находится по сегодняшний день.
З
начительное местов наследии Эрьзи занимают женские образы. Среди них как портреты известных людей («Портрет скульптора Кун», 1928; «Портрет секретаря Рабиндраната Тагора», 1931), так и безымянные портреты («Женский портрет», 1940; 1941), а также образно обобщающиеся произведения («Женщина из Индокитая», 1931; «Портрет аргентинской женщины», 1935; «Дочь инков», 1941). Женская красота для Эрьзи — это вечная и переменчивая красота природы. Она возвышена как «Молодость» (1940) или «Балерина» (1943) с их изящными, изысканно-удлинёнными формами, чувственна, как «Волна (Во сне)» (1938). На выставке также представлена группа мужских образов: «Отважный» (1936), «Музыка Грига» (1936), собирательные образы («Боливиец» (1933) и, наиболее значимые, исторические портреты («Л.В. Бетховен» (1929) и «Л.Н. Толстой» (1930).
Произведения Эрьзи занимают достойное место в российских музеях, и в частности в собрании Русского музея, получившего бесценный дар от самого автора.
Зрители экспозицию могут посетить в Михайловском замке с 15 июня по 8 августа 2016 года.
Андрей Петров для Викновости
©Портал «Erzäks.ru»
Ссылка при копировании материала обязательна.
Комментировать