В Подлесной Тавле вот уже третий год подряд (от ред. 2012 г.) проводится фестиваль эрзянской народной песни. Как и первый фестиваль, так и последующие проводятся в день рождения организатора известного ансамбля «Торама» и его первого руководителя Владимира Ромашкина. И это неслучайно. Именно «Торама» стала брендом мордовской народной музыки и пения на всем пространстве страны и далеко за его пределами. Легендарная «Торама» побывала в Финляндии, Швеции, Голландии, Дании, Англии, Польше, Эстонии. Была лауреатом Государственной премии Мордовии (1996), лауреатом Всероссийского телерадиоконкурса «Голоса России».
Владимир Ромашкин — величина значимая в мордовском мире. Пройдет какое-то время, и ученые по его стопам будут изучать то, что им было найдено, то, что он создавал. Важно будет знать, как формировался этот человек, что способствовало его творческому развитию. Да и сегодня многим небезынтересна судьба этой талантливой личности. Володя Ромашкин был связующим звеном между прошлым и настоящим нашего народа. Через его «Тораму» мы заряжались мощнейшей энергетикой, исходящей из голоса, вобравшего в себя голоса веков. И так же, как легендарная торама Тюшти (потому и коллектив его был назван «Торамой»), поднимала и объединяла народ в тревожные времена, в годы бедствий, также и «Торама» Владимира Ромашкина будила» нас от векового сна, пробуждала чувство осознания себя представителем большого древнего народа, чувство гордости за свою принадлежность к нему. Он был нашим Тюштей, Тюштей всей Финно-Угрии конца XX — начала XXI веков.
И вместе с тем он был своим парнем. Он был доступен всем, никогда не ставил себя выше, значимее других. Он был как естественный росток из земли. Выходил петь на сцену босиком, потому что так ближе к земле: ее токи пронизывают человека насквозь и дают силу. А еще, когда пел, прикладывал ладонь к уху, словно прислушивался. Слушал свой ли голос или голос «Торамы»? А может, голоса предков, которые вплетали свое пение в его ансамбль?.. «Торама» демонстрировал всем, кто его слышал, независимо от национальности и вероисповедания, мощь таланта народа. Силу исполнительского мастерства коллектива в единении всех людей.
И как горько, что о Владимире Ромашкине приходится говорить теперь в прошлом. Отпущено ему было прожить на земле всего-то 51 год. Жить бы да жить еще, творить, созидать…
Родился Владимир Иванович Ромашкин в селе Ичалки Ичалковского района 6 сентября 1951 года, а ушел из жизни 29 августа 2002 года. Можно сказать, явление его миру и уход совпали. Когда у его изголовья новая «Торама» пела самую значительную в репертуаре коллектива старинную песню о Тюште, к нам из глубин нашего существа, от земли и от неба шло это горькое осознание: мы провожаем в последний путь нашего Тюштю.
В моей памяти он навсегда останется большим мальчишкой, обаятельным и нежным, а то и хулиганистым и это, вероятно, не было только игрой, созданием своего имиджа. Все, что ни делал он, все было направлено на одно — творчество, расширение круга ценителей народной песни, народной музыки, которой он посвятил себя.
…Володя не знал баловства в детстве. С сестрой Таней росли без отца, с матерью. Он, участник боев под Ленинградом, рано ушел из жизни, когда дети еще были маленькими, здоровье не выдержало. Мария Григорьевна работала учительницей, ее очень уважали как ученики, так и свои дети. Была она очень строгой.
Друзья детства, школьные друзья — Иван Викторов, Владимир Павлухин, Владимир Еделькин. Иван Васильевич Викторов, тоже выросший без отца, вспоминая те годы, рассказывал: Володю ему ставили во всем в пример.
В первом классе за первую парту Ромашкина посадили с будущей известной поэтессой Валентиной Юдиной. Ребятишки сразу стали дразниться: «Тили-тили тесто, жених и невеста». Через неделю их рассадили. Жили, считай, на одной улице, росли вместе. Ходили друг к другу. Все так, как и должно быть у хороших друзей. Но, несмотря на это, Володя особо не примыкал к компаниям, он оставался в стороне и от слишком бойких, и от отличников-тихонь. Он был сам по себе. То ли по этой причине, то ли за цельный характер его уважали ровесники. А к восьмому классу, когда все заметно повзрослели, на него активно стали обращать внимание девчонки: он стал симпатичным, заметным парнем. К тому же с сестрой очень хорошо пел со сцены, участвовал в концертах, олимпиадах.
В те годы в Ичалках все активно увлеклись борьбой, Володя и здесь не пошел со всеми — стал заниматься боксом у тренера Писарева. Со временем бокс занял заметное место в его жизни, поэтому для некоторых его сверстников выбор им музыкального образования был как бы неожиданным.
В.М. Юдина хранит подарок Володи — дудочку, такую же, на какой он всегда играл и какую ему подарил один сельский умелец, Павел Дружинкин. Когда-то в школьные годы с Володей вместе готовились к урокам, экзаменам у Юдиных. Вся голландка бывала исписана доказательствами геометрических теорем. Володя обычно приходил после тренировок, стучался в дверь боксерской перчаткой.
Класс был сильный, хороший, из него вышли поэт, художник, музыкант, врач, строитель, бизнесмен…
Володя в Ичалках был кумиром, земляки его боготворили. Свет материнской доброты, уважения к ней отражался и на сыне. Но он и сам многое сделал, оставив яркий след в сердцах людей. Так и надо жить, чтобы после твоего ухода вспоминали люди о тебе светло.
За плечами Ромашкина были дирижерско-хоровое отделение Саранского музыкального училища, дирижерско-хоровой факультет Казанской консерватории, аспирантура Мордовского НИИЯЛИЭ. Он прошел много дорог, побывал в сотнях сел и деревень в исследовательских экспедициях, записывая исконно народное, чудом сохранившееся и передающееся из уст в уста. Это были не только песни, но и плач на могиле, и пословицы, и сказки, и даже рецепты… Но главным все-таки для него было пение, звучание народных инструментов. Профессор Н.И. Бояркин поставил его в один ряд с такими выдающимися собирателями фольклора, как финн Хейки Паасонен, эрзянин Макар Евсевьев и другой эрзянин Андрей Маскаев…
В Андреевке Большеигнатовского района, например, Ромашкин целиком записал и даже потом снял на телекамеру эрзянскую свадьбу (сохранилась ли она в архивах?) такой, как она праздновалась, а кое-когда празднуется до сих пор. Андреевцы стали родней Ромашкина, писали ему письма, приглашали в гости. Побывав у каратаев в Татарии, рассказал о них в фильме «Каратаи». А потом стал создавать творческие коллективы — вначале «Эрэянь ават», потом — «Торама», семейный «Иовлат» — в названии множественное число от избранного Володей псевдонима Йовлань Оло.
Удивительно, так много собрав и сделав, Володя так и не защитился, не стал кандидатом наук. Вероятно, на то были свои причины.
В 1990 году Ромашкин становится преподавателем Республиканского училища культуры и в то же время организует ансамбль «Торама». Болев чем за десять лет состав ансамбля менялся, кто-то уходил, кто-то приходил, но лицо коллектива, мастерство его от этого не тускнело, а все более совершенствовалось. Расширялся репертуар, ребята играли на старинных народных инструментах: нудей, гарьзя, кальцаема, чавома, вешкема. Об ансамбле снят фильм «Зов Торамы».
Ромашкин побывал с гастролями во многих странах мира: Германии, Швейцарии, Финляндии — с ансамблем «Эрзянь ават», с «Торамой» выступал по России, в Финляндии, Эстонии, Англии, Швеции, Польше, Латвии, Литве. Записано четыре компакт-диска с эрзянскими, мокшанскими, финскими, эстонскими песнями, несколько аудиокассет.
В 1999 году в Эстонии состоялась презентация альбома ансамбля «Торама», на которую был приглашен весь финно-угорский актив. На республиканском радио он начинал вести передачу «Од гай» со своими детьми Андреем и Галей, где пропагандировал народную музыку с большим тактом, пробуждая интерес к ней у молодежи.
В нашей республике нет, наверное, селения, где не побывала «Торама». Да и за пределами Мордовии, везде, где проживает мордва, родственные нам народы, Владимир Ромашкин и «Торама» известны. В 2001 году за развитие связей с Эстонией Владимир Иванович был награжден крестом Святой Марии.
Ценили его и у нас в республике. Ни один концерт, можно сказать, не проходил без участия «Торамы». Я помню один из первых концертов мастера джаза Гараняна, куда также органично вписалось кантри «Торамы» с невероятным оригинальным вплетением в мордовскую музыкальную лексику африканского барабана, на котором солировал Геннадий Дулкин. Неописуемый восторг охватил зал, когда экспромт виртуоза-пианиста дополнился и развился пением и игрой «Торамы». Знание музыкальных нюансов, фольклора позволили Ромашкину импровизировать, не нарушая картину народной музыки.
А вспомним наши большие праздники, концерты, посвященные юбилею республики, съезду мордовского народа, 125-летнему юбилею Степана Эрьзи… Последнее выступление «Торамы» с Владимиром Ромашкиным состоялось на открытии Третьих малых Олимпийских игр 3 июля 2002 года…
Впереди были планы, планы… Соединение народной песни «Торамы» с танцем ансамбля «Визави» — лишь один штрих к этому. Володя очень радовался своему приобретению — плейеру, благодаря которому мог записывать пение и корректировать его, подчищая посторонние звуки. Сколько мог он записать! Фестивали, поддержка молодых исполнителей появлением их кассет — все это было его детищем. Он открывал дорогу молодым, мечтал о своей студии, чтобы пропагандировать в меру своих возможностей широко и доступно народную, национальную музыку. Популярность среди молодежи Вакича Видяя, вступление на сцену многих других исполнителей — свидетельство этому.
Одержимый, он даже возникающие препоны пробовал использовать на пользу дела. Его легедарное «Я мордовский еврей» кто только не слышал. «Подумаешь, не дают наши песни в местном эфире! А мы выходим в международный». — У «Торамы» был свой сайт в Интернете, где давалась вся информация о коллективе, сюда шли сообщения, приглашения со всго мира.
Бравада, несгибаемость, конечно же, стоили многого. У Ромакина много было сторонников, поддерживающих его и морально, и материально, но нередко надо было пробивать непонимание или нежелание понимать. А чаще все объяснялось банальным «нет денег».
Приходит, к примеру, приглашение для «Торамы» из-за границы, а его замалчивают. Остается денька два до выезда — уже не успеваешь оформить документы — и выезд срывается. Что только он не предпринимал, чтобы освободиться от удручающей зависимости. Интернет помог решить часть проблем, но деньги, вернее их недостаток, не давали осуществиться многому.
«Эрзянь цера, рост под два метра, орлиный нос и взгляд, от которого не увернуться, не спрятаться, с мощью аргументов — и с протянутой рукой. Это символ состояния нашей культуры, символ всей нашей теперешней жизни…» — так написала я когда-то в статье о «Тораме» и ее руководителе.. Володе это не понравилось, и материал не был опубликован. «Я хоть и с протянутой рукой, но в нее пока дают. А напечатаешь — глядишь, перестанут».
Это был романтик — Дон Кихот» наших дней, воюющий с непониманием, призывающий каждого не прозябать, жить активной жизнью. Он торопился жить, многое сделать. Кажется, несколько жизней вместил в короткое время, отпущенное ему Богом. Человеку дана одна жизнь. Он просто обязан стремиться к счастью. Иначе что же это за жизнь?
Отдельно еще надо сказать о том, каким он был отцом, каким был другом. Своих детишек, Виталия, Андрея, Галину, по рассказам друзей, он буквально на руках носил. «Посадит Андрейку в рюкзак — и пешком в свое Ташкино-Ромашкино…»
Ташкино — это селение в Ичалковском районе, где Володя имел что-то наподобие дачи. А помимо этого, участок земли в Рузаевке, домик и огород в Подлесной Тавле. И везде бывал, работал. Пешком вышагивал дальние километры, с рюкзаком за плечами. Сыновей растил спартанцами, чтобы умели за себя постоять. Гордился дочерью, тем, что она у него есть, что очень талантлива. Девочка в шесть лет уже пела народную песню, словно родилась с ней, проявив понимание, как ее исполнять. Не случайно в тринадцать лет стала получать именную стипендию от главы администрации Приокского района Нижнего Новгорода И.Н. Ивашкина за участие в международном конгрессе «Этнофутур-4», прошедшем в Эстонии.
—Зачем тебе эти дачи? — спросил его однажды друг Иван Викторов. — Лучше бери у меня картошку, помидоры…
—Нет, мне это надо, — ответил Ромашкин.
И уж, конечно, не только материальным был озабочен, копаясь у себя на грядках, хотя и это было весьма существенно для поддержки большой семьи. Ему, пожалуй, будь на то возможность, иметь бы домик в каждой деревеньке, где был когда-то, чтобы везде, средь любого народа быть своим, посидеть на завалинке, поговорить о житье-бытье, о том, например, как уродилась картошка или какие травы когда заготавливать. И петь песни… Одним словом, плести эту вязь жизни неотрывно, от прошлого к сегодняшнему и в будущее.
Друзей не выбирают. Они или есть, или их нет. У Володи были хорошие друзья, потому что он сам был человеком, с которым можно просто потолковать или даже помолчать. Он был тактичным в дружбе, никому не навязывал своих проблем. Заболела мать, Мария Григорьевна, и осталась на Володиных руках — об этом немногие знали. Зато он сам предложил своим друзьям Оле и Джаку Рютеру поддержку и не раз приходил посидеть с их малышами.
Оставаясь неиссякаемым фанатом, Володя лучше и трезвее всех понимал значение того, что он делает. Его ребятишки каждый день читали по-эрзянски и заучивали тексты, учили финский, эстонский языки. Он был не просто отцом, он был главным их педагогом. Очень хотел передать все то, что имел в себе, своим детям. Когда отправлял Виталия в Эстонию учиться, говорил ему: «За тобой пойдут другие. Не подведи». Поэтому Андрей пошел в музыкальное училище, чтобы со временем суметь заменить отца. И потому его дети на похоронах отца вместе с «Торамой» пели «Прощание с Тюштей», что было выше личного горя, гражданским поступком и очень соответствовало натуре самого Владимира Ромашкина.
Сегодня у нас в республике несколько коллективов, начало которому положила ромашкинская «Торама». Популярность ансамбля была настолько велика, что коллектив посчитал себя обязанным сохранить брэнд и после ухода из жизни Володи. Известен новый состав ансамбля «Торама», которым руководит Андрей Ромашкин, есть «Морденс», им руководит бывший участник группы «Торама» Юрий Буянкин. После «Торамы» Юрий уезжал на некоторое время в Москву, очень хотелось ему выпустить диск со своими музыкальными композициями. «Образы предков» — так он назвал свой первый диск и первый концерт ансамбля в Саранске. Сегодня «Морденс» — лауреат многих российских и финно-угорских фестивалей и конкурсов.
И есть еще детская этнографическая группа «Торама» при Дворце детского творчества, которым очень успешно руководит Геннадий Дулкин. Его знают по всей Мордовии, России, в финно-угорском пространстве вот уже на протяжении без малого двадцати лет. Участник ансамбля «Торама», человек, с кем Владимир Ромашкин, можно сказать, положил начало этой легендарной группе — уроженец села Сабаева Геннадий Дулкин всегда обращал на себя особое внимание. На фоне высоких, под два метра, участников ансамбля он казался еще меньше, но вместе с тем был, пожалуй, самым выразительным исполнителем. По всему было видно, как он вжился в народную песню, органично чувствует себя в ней, словно сам из песни вырастает. Как-то по-особому крепко и прочно расположившись, сплетя руки на груди, он, несмотря на небольшой рост, воплощает в себе былинную силу и мощь народа, он не просто поет — размышляет, причитает, призывает. И глаз зрителя, слушателя чаще всего останавливается именно на нем, потому что он более всех несет смысловую нагрузку исполняемого произведения. Запомнился он и с барабаном, ритм его действовал зажигающее, соединяя весь зал в единое целое, завораживая и зажигая.
Геннадий Дулкин по профессии музыкант, окончил Саранское музыкальное училище. Работая в республиканском научно-методическом центре народного творчества, познакомился с Владимиром Ромашкиным. И потом на протяжении нескольких лет вместе тесно работали, разъезжая по Мордовии, по стране и по зарубежью сначала в поисках народного песенного творчества, а потом уже с этими песнями гастролируя. В 2007 году Геннадию Васильевичу Дулкину присвоено звание почетного работника образования Российской Федерации.
Коллектив, руководимый Г.В. Дулкиным, ставит спектакли на основе песенного народного творчества, третий год участвует в экспедициях по собиранию устно-поэтического народного творчества в селах республики. «Торама» — лауреат целого ряда международных фестивалей, коллектив получил первую премию на престижном международном детском фестивале «Сияние звезд» в Санкт-Петербурге в 2005 году.
Анна Панишева благодаря Владимиру Ромашкину стала сочинять песни для эрзянской эстрады. Владимир Виряскин, где бы ни выступал дуэт «Вий», с благодарностью вспоминает Владимира Ромашкина, потому что он настроил их когда-то петь песни на эрзянском и мокшанском языках.
«Торама», Рожденная Владимиром Ромашкиным, продолжает жить в нас, она живет в новых коллективах и продолжает звучать по всему миру.
Тамара Баргова
Комментировать