3 ноября 2016 года в Петербурге на сцене Мариинского театра (Зал Прокофьева Новой сцены) прошел второй отборочный день II Всероссийского фестиваль-конкурса «Музыка Земли». На суд профессионального жюри и зрителей свою программу представили «OYME» («Ойме», в переводе с эрзянского « Душа»).
Состав группы OYME («ОЙМЕ»):
Ежевика Спиркина — руководитель, вокал
Лариса Зыбкина — вокал
Анастасия Косова — вокал
Ксения Зобанова — вокал
Владислав Осколков — скрипка
Елена Барскова — ударные, перкуссия
Валентин Осинский — звукорежиссёр
Владимир Осинский — саунпродюсирование
К
раткое содержание концертной программы OYME на фестивале «Музыка Земли»-2016:
1.Закликания птиц (Нармонень сееремат). Эрзя. Инструментальные зовы на Масленицу. Интонируются молодыми женщинами, девушками и подростками во время ритуальной встречи птиц.
2. «Ай, дятел, дятел!»(«Ай, шякшята, шякшята!»). Мокша. Масленичная (ритуальная песня-диалог с дятлом).
— Ай, дятел, дятел,
Почему длинный <у тебя> хвост?— Новая матушка свила,
От хвоста отрезала,
Птица-наседка взяла,
Выводящая птенцов птица взяла,
В большой лес принесла,
Гнездо сделала.
3. Матушка леса (богиня-покровительница леса) (Вирявакай). Эрзя–шокша (северо-западная группа эрзян). Троица.
Примечание:
В основе политекстовый напев. Встречается также песня на аналогичный напев с другим поэтическим текстом о Ведявакай (богиня-покровительница воды). «Ведявакай» исполняется на ледоход (CD «Сюлгамо»). Также зафиксирована в OYMEexpeditions в декабре 2012 года в с. Нароватово Теньгушевского р-на Республики Мордовия. Респондент: анс-ль «Пизельне».
4. «Берёза» («Келу»). Мокша. Мифологическая. Песня об устройстве мира.
Берёза, берёза (ох), старая берёза.
Берёза где уродилась?
Уродилась…
Берёза где (ды) выросла?
Выросла…
У опушки леса (ды), на поляне.
На поляне…
У самой (вай) горы.
Ух, у горы (ды)…
Солнце движется вокруг берёзы.
Да, берёзы…
Солнце движется (да) вокруг берёзы.
Ох, вокруг берёзы (ды)…
Луна (ведь) спускается к её вершине.
Ух, к её вершине (да)…
Небо заслоняет (ды) она <берёза> ветвями.
5. «Пойдём, сношенница, красивую репу воровать» («Адя, киял, мазы репсэнь саламо»). Эрзя
Круговая.
— Пойдём, сношенница, хорошую репу воровать (ды),
К тебе пойдём пироги с репой печь (эх)!
— Огнём горят ворота (ды) – скрипят (ды),
Волки воют – лошади гремят,
Ворота словно куры кудахчут.
На печи (ды) старая собака – свекор,
За ним (ды) старая собака – свекровь.
Перед печкой (ды) свинцовый глаз (ды) – сношенница,
За ней (да), как кисть, <болтается> золовка.
В красном углу недотёпа муж мой лапти плетёт,
За ним (ды) малое дитя моё плачет,
За ним (ды) красивое дитя моё печалится.
6. «Вайя». В основе эрзянская свадебная песня «Лиседе раскеть каршозонок!» («Выходите, соплеменники, навстречу!»).
Эх, вай, ёх, вайёх, ваях, вай,
Вайях, вай, ох, ой, ваях, вай!
Выходите (вай), соплеменники, навстречу,
Вай, из двух родов родные!
Какое (вай) добро ведём,
Какую красоту везём?
Ведём карего коня,
Вай, везём красивую сноху.
Привяжите-ка к крыльцу коня,
Примите-ка красивую сноху!
Комментировать