Среди эрзянской общественности немало тем, на которые не принято рассуждать. Среди них есть и весьма важные темы, выводы по которым могут серьёзно изменить положение вещей. Одной из таких тем является вопрос распространенности межнациональных браков. Данный вопрос, несмотря на большую важность, часто упускается эрзянским активом или не рассматривается вовсе.
Д
ело в том, что как правило в 90% (или даже выше) случаях при межнациональном брачном союзе последующему поколению(дети) не передаётся не только язык(не говоря уже о любви и уважении к нему), но и собственно сама эрзянская идентичность. Распространённость межнациональных браков(в основном русско-эрзянских) с распадом эрзянского этнического села и началом века тотальной информации обрела широчайший размах в том числе и в самой Мордовии.
Часто даже в эрзянских семьях язык не передаётся детям по причинам чистого невежества или порой пустого страха, что дети не смогут интегрироваться в имперскую общественную модель. В действительности полиязычные дети(знающие более 1 языка) куда эффективнее интегрируются в совершенно разные общества. Пример тому Европа, где люди спокойно могут общаться на 2-3 и более языках. В то же время в русско-эрзянской семье детям, как правило, прививается русская идентичность(иногда с оговоркой «имеются эрзянские корни») и только один — русский язык. Тем самым вырисовывается весьма не радужная картина исчезновения этноса.
Бывают конечно исключения, когда более волевая эрзянская часть родни способна привить ребёнку эрзянский язык наряду с русским. Тогда ребёнок становится билингвой(т.е. способным общаться на 2-х языках с детства), иногда даже имеет привитую эрзянскую идентичность с русскими корнями. Такой расклад куда позитивней для спасения этноса, но к сожалению такие примеры являются исключением, поскольку достаточно редки даже в сёлах.
Как можно попытаться изменить ситуацию?
Несмотря на различного рода отговорки типа «наших не нашёл(-ла) чёт, ничего не поделашь», «любовь, ничего не поделашь», «залёт, ничего не поделашь», «наши чёт стрёмные, ничего не поделашь» и прочее, эрзянам и общественности необходимо одобрять и всячески поддерживать внутриэрзянские брачные союзы с одной стороны и избегать, не поддерживать межэтнических союзов. Но что делать если имеется как раз случай «ничего не поделашь»? В целом ничего страшного в этом нет, но только если в последствии детям в семье будет привита эрзянская идентичность и эрзянский разговорный язык.
Как? Это уже вопрос педагогики и воспитания. Эрзяне в любом случае должны иметь волю передать потомкам язык и идентичность, если имеется цель — сохранить этнос в современных условиях.
©«Erzäks.ru»
Ссылка при копировании материала обязательна.
Комментировать