В основе книжного эпоса лежит подлинный фольклорный материал, обретающий новую жизнь в системе авторской литературы. Сегодня речь пойдет об эрзянском эпосе «Масторава», написанный Александром Шароновым. 21 декабря уже многие года отмечен как День Масторавы.
Э
пос «Масторава» А.М.Шаронова
Эрзянский героический эпос «Масторава» Александра Марковича Шаронова, после финского эпоса «КАЛЕВАЛЫ» и эстонского «КАЛЕВИПОЭГА» стал третьим полноценным финно-угорским эпосом.
Интерес учёных и поэтов к книжной форме эпоса объясняется наличием богатого фольклорного материала собранного у народа носителя, таким является эрзянский народ. Только в Заволжье было записано 80 оригинальных текстов. Народное творчество эрзянского народа в своей основе едино. Сохранились единые циклы произведений, сквозная тематика, образная структура, поэтика, стиль. Цикличность эрзянских поэтических песен, сказаний и легенд прослеживается в области мифологии, богатырского эпоса и социально-бытовой тематики.
В начале XX века на русском языке появилась поэма «Биармия»- коми ученого К.Жакова. За ним книга Худякова «Из народного эпоса вотяков. Песни, сказания». В.М.Ванюшев опубликовал литературный вариант удмуртского героического эпоса «ДОРВЫЖЫ». В 1990 годы русский поэт А.Спиридонов написал поэму «ЮГОРНО». Поэма была переведена на марийский язык и стала марийским эпосом.
Перейдем «МАСТОРАВЕ» А.М.Шаронова. Это героический эпос народа ЭРЗИ. Формировался как многосюжетное и многогранное повествование. В основу эпоса легли мифы, эпические песни и сказания, повествующие о сотворения мира и человека, возникновения эрзянской государственности, избрание царя Тюшти, о борьбе за национальную независимость и о воссоединении с Московской Русью.
Далеко не каждый народ на Земле смог выработать единый взгляд на природу и окружающий мир. Эрзянский народ принадлежит числу этносов, создавшее своё видение, свою картину Вселенной. Наиболее яркое выражение она получила в фольклоре. Вершиной которого, стал национальный эпос. Эпос повествует не только о судьбе отдельного героя или группы героев, сколько о судьбе народа в целом и в этом его величие. Эпос описывает судьбу этноса и судьбу мира, судьбу вселенной. Поэтому эрзянский народный эпос является архаичным и одновременно классическим в переложении поэта. Он архаичен потому, что описывает начальное, первое время бытия — «правремя», время до времени. Говорит о первопредках, дает картинку космогонии. Одновременно он классичен, так как речь идёт о заре национальной истории. Повествование идёт этническое, эпос оперирует географическими названиями, историческими именами, племён и государств, царей и вождей, войн и миграций. В эпосе характерен его народная жанровая размытость, сказочно-былинного или балладного характера. Некоторые эпические песни имеют ярко выраженную лирическую основу, раскрывается поэтическое мышление народа, художественное обобщение окружающей действительности, создание образов-символов, привязанность к единой земле с установившими традициями и морали.
Обилие древних эпических песен, напоминающие по отдельным мотивам фантастические сказки, древние мифологические сказания. Эпос включает в себя эпические и лирические песни, предания, былички, бытовую сказку.
Вопрос о создании литературного народного эпоса ставился в начале 1930 года. К тому времени был накоплен существенный фольклорный материал на базе исследований фольклорных экспедиций в центральные районы Поволжья, территории заселенные в первую очередь эрзей. Основной материал использованный А.М.Шароновым в литературном варианте эпоса «Масторава»- это духовная память эрзянского этноса, мокшанский фольклор в эпосе незначительный. Поэтому эпос «Масторава» по праву — эрзянский эпос, собранный в сёлах Нижегородской области, Саратовской, Самарской, Оренбургской и других областях проживания эрзи.
Николай Аношкин ©Портал «Erzäks.ru»
Ссылка при копировании материала обязательна.
Комментировать