В конце 90-х — нач. 2000-х наметилась теоритическая триединая основа эрзянского народничества, этноцентризма, придерживаясь которой возможно будет сохранять этнос в будущем.
П
ервоначально использовалась в качестве слогана на календарях, состоящая из 3-х базовых понятий:
Эрзянь мель (эрзянское самосознание): Осознание себя частью эрзянского этноса, осознание сопричастности к предкам, к духу, к вере, к культуре и истории народа. Осознание ответственности за прошлое, настоящее и будущее этноса, стремление сохранять, созидать, развивать. Национальное самосознание — важнейшая составляющая жизни этноса.
Эрзянь кель (эрзянский язык): Существование эрзянского этноса вне эрзянского языка будет иметь временный характер. Пример тому множественные племена эрзянского народа(терюшевские, ардатовско-саровские эрзя и т.д.), которые, потеряв язык, быстро русифицировались и от них практически ничего не осталось. Поэтому язык — главная составляющая эрзянской культуры, без него, без его развития — этнос прекратит существование. Язык есть душа этноса.
Эрзянь мастор (эрзянская земля): Эрзянский этнос исторически был привязан к земле, был неотъемлемой честью поволжского земли, наши сёла, города и княжества некогда составляли с местной природой и ландшафтом единое целое. Народ без своей земли имеет минимальные шансы на будущее, а тем более народ земледельческий. Народ эрзя(не кочевой, не торговый) по природе своей привязан к лесу, к полю, к реке должен иметь крепкие корни на своей земле, дабы не исчезнуть.
Портал «Erzyaks.ru»
Ссылка при копировании материала обязательна.
Комментировать